Как произвести ремонт насосной станции самостоятельно на дому пошагово с видео

  Автор:
  Комментариев нет
  576

Анонс: Политика производителей направлена на то, чтобы потребитель не ремонтировал технику, а покупал новую, или в крайнем случае ремонтировал бы её в их сервисах, где они получат прибыль и на запчастях. Желание их понятно. Но как нам быть, если цена ремонта в сервисах зашкаливает и самый пустячный ремонт может доходить до 90% от стоимости нового изделия? Я поделюсь своим опытом как существенно сэкономить на ремонте…

Ремонт насосной станции не сложный процесс. Если знаешь, что и как ремонтировать, то всей работы там на час. Для понимания особенности ремонтных работ, коротко расскажу из чего состоит станция и как она работает. Её задача – автоматически подавать воду из скважины, колодца или любого другого источника в систему водоснабжения здания. При правильной эксплуатации они работают годами. Как произвести ремонт насосной станции и избежать поломок я расскажу в этой статье.

РЕМОНТ НАСОСНОЙ СТАНЦИИ

Ремонт насосной станции я буду делать на примере СВД Калибр. Ролик размещён в конце заметки. Полное её название НС Калибр СВД-1300. Последняя цифра говорит о мощности её привода в ваттах. Принцип работы всех водяных станций один и тот же, узлы одни и те же, не важно это Алко, Грундфос или Калибр. Отличаются незначительно в деталях и технологиях сборки производителя и частотой поломок. Поэтому разобравшись с одной станцией можно отремонтировать любую другую.

Устройство насосной станции

Любая водяная станция, независимо от ее марки и модели, состоит из трех узлов:

  • водяной насос с приводом
  • бак с мембраной (грушей), он же гидроаккумулятор
  • блок управления, чаще его называют реле давления

  1. Насос
  2. Гидроаккумулятор
  3. Привод насоса (в данном случае – электродвигатель)
  4. Блок управления (реле давления)
  5. Шланг соединяющий мембрану с насосом и через него с системой водоснабжения
  6. Горловина для залива воды
  7. Клеммная коробка двигателя

Назначение узлов станции

  • Насос с приводом – для перекачки воды из источника (колодец, скважина, водоем, емкость) в систему водоснабжения (ВС) дома.
  • Гидроаккумулятор – для создания небольшого запаса воды и подачи ее в систему при открытии крана до включения насоса. Так же он предназначен для уменьшения частоты включения насоса и смягчения гидроударов в системе. Тем самым увеличивается срок службы насоса. Состоит из двух частей: металлической ёмкости, в которую закачивается насосом воздух до давления 1– 1,8 атм через ниппель и резиновой мембраны (груши). В последнюю в процессе работы насоса закачивается вода в объеме от 3 до 25 л в зависимости от модели станции. Это как бы резервный запас воды. Работает гидроаккумулятор следующим образом. При открытии крана насос сразу не включается, но вода из крана течет. Это расходуется резервный запас из мембраны. Вода в кран выталкивается давлением воздуха в металлической емкости. Когда вода в гидроаккумуляторе заканчивается, соответственно и падает давление в системе. При достижения нижнего предела давления реле включает насос. Когда кран закрыли, то насос опять заполняет грушу, создает давление в системе и при достижении верхнего предела 2,5-3,5 атм. выключается. Если бы не было гидроаккумулятора, то насос включался бы сразу после открытия крана и выключался после закрытия.
  • Блок управления состоит из реле давления, которое включает и выключает насос, и манометра для визуального контроля. На некоторых моделях его нет.

Работа насосной станции

Первое включение и начало работы несколько отличается от обычного рабочего режима станции. С первого запуска обычно насос не выходит на свой рабочий режим. Связано это с тем, что внутри насоса есть полости, в которые вода не сразу заходит. При включении насоса воздух из этих полостей вытесняется водой и собирается в зоне рабочего колеса (крыльчатки). Последнее вращается вхолостую и движение воды прекращается. Это называется «срыв насоса». Надо выключить насос, открыть заливную горловину и долить воду до края. Таких пусков может потребоваться два-три.

Первое включение после монтажа станции

Включаем насосную станцию после того как она в соответствии с инструкцией подключена в систему ВС и залита водой.  Кран разбора воды закрыт. После подачи напряжения насос нагнетает воду в систему ВС и в гидроаккумулятор. Поступая в гидроаккумулятор вода преодолевает сопротивление воздушного давления и наполняет грушу (мембрану, выполненную в виде груши). По достижении давления в системе ВС с тем, которое выставлено на реле, блок управления отключает напряжение. На схеме это левую схему на рисунке 2.

Рисунок 2

Второе и последующие включения

Рисунок справа на схеме показывает состояние при котором кран открыт. Вода под давлением воздуха из гидроаккумулятора подается в систему ВС и начинается расход воды. В гидроаккумуляторе и во всей системе ВС давление падает. Когда оно упадет до выставленного нижнего значения на реле давления, то включится питание привода насоса. Насос начнёт качать воду и повышать давление. После закрытия крана насос продолжает работать наполняя гидроаккумулятор и создавая давление. Как только давление воды достигнет верхнего уровня реле отключает питание. Цикл завершился.

Понимая принцип работы станции мы можем диагностировать неисправности.

ДИАГНОСТИКА НАСОСНОЙ СТАНЦИИ

Неисправности насосной станции
НеисправностьПричинаУстранение
Насосная станция не включается. Кран открыт, воды нет, насос не работает, двигатель насоса не гудит и не греетсяПроверяем наличие напряжения на выходе реле давления (схема реле внизу таблицы). Для этого снимаем кожух с реле и подключаем к выходным клеммам прибор. Если напряжение есть, открываем крышку привода насоса и проверяем напряжение на клеммах двигателя. При наличии напряжения – вышел из строя электродвигатель.Снять и отнести на перемотку
Если напряжения на клеммах нет, то перегорел соединительный кабель от реле к двигателюЗаменить
Если напряжения нет на выходных клеммах блока управления, то «залипло» реле.Реле снять, почистить, смазать трущиеся сопряжения. После этого подать на его вход напряжение 220 В появится характерный щелчок срабатывания реле. Если не срабатывает, то сгорела катушка. Купить новое реле. Схема устройства реле под таблицей.
Часто включается насосная станция. При закрытии крана – сразу отключается.Нет воздуха в гидроаккумулятореС помощью автомобильного насоса создать давление в пределах 1 – 1,8 атм. Процесс описан ниже.
Нарушилась герметичность мембраны. Она выполнена в виде груши поэтому ее чаще называют грушей.Заменить. Процесс этого ремонта описан ниже.
Насосная станция не набирает давление и не  отключается.В рабочую зону насоса попал воздух. Если насос вращается, но не качает, то причины только две: воздух в системе (произошла разгерметизация всасывающей системы) или большой износ рабочего колеса. Если станция новая, то второе маловероятно.Открутить пробку заливного отверстия и долить воду до краев, закрыть пробку и запустить насос. Если насос «выплюнул» долитую воду и опять нет давления, то надо проверить резьбовые соединения на входе – возможен подсос воздуха. А также проверьте уровень воды в источнике: может быть кончилась. Или расстояние от насоса до поверхности воды по вертикали увеличилось и стало более 7 метров. Проверьте также обратный клапан и фильтр на входе. Они установлены в конце трубы, которая опущена в воду.
Станция гудит,  привод греется, но насос не вращаетсяЕсли напряжение в сети не упало, то надо проверить конденсатор в клеммной коробке двигателя. Как его проверить посмотрите ролик под этой таблицей. Если он в порядке, то заклинило вал рабочего колеса (крыльчатки)Немедленно выключить из розетки! Прежде чем разбирать насос, попробуйте снять заднюю крышку электродвигателя и за крыльчатку прокрутить вал вручную. Бывает, что при длительном простое станции вал «прикипел» к сальнику. По шатайте его туда-сюда. Если не провернулся, то тогда придется разбирать. Снять насос со станины, предварительно отсоединив его от системы ВС. Разобрать, почистить и заменить: два подшипника, два сальника. Оцените состояние крыльчатки, может стоит и ее заменить. Ремонт не сложный, но потребуется съёмник для подшипников.
https://youtu.be/iyvSMJ-WlrI

ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ

Итак, что произошло с моей насосной станцией и почему она не работает? Я её эксплуатирую уже три года. Претензий к ней нет. После первого сезона эксплуатации мне пришлось разобрать все резьбовые соединения, связанные с водой и подмотать под них фумку. А заодно поджать фланец и прочий крепеж, включая крышку электрических контактов на двигателе. Это то, что я вам рекомендую сделать перед установкой станции. Станция у меня расположена в колодце на скважине, где повышенная влажность, но она пока держится. Окислились гайки, но корпус под краской нормальный. Использую я её только для полива, поэтому на зиму убираю в дом. Этой весной, в апреле 2020 г я её собрался установить на скважину и провел осмотр.

По правилам хранения, прошлой осенью из резервуара, который под насосом (гидроаккумулятора) я стравил воздух, слил воду из груши и непосредственно из насоса. Воздух стравливать обязательно! Иначе резиновая груша давлением сминается и на перегибах трескается. Купить новую будет затратно и очень хлопотно. Груша стоит от 300 руб. до 1500 руб. у разных продавцов. Качество одно и тоже.

Перед установкой я начал накачивать воздух в резервуар, в инструкции он называется гидроаккумулятором. Любят у нас вводить заумные словечки. Сколько ни качал, давление не набирается. Накачивать надо около 1,5 атм. В инструкции рекомендуют давление создавать на 0,1 — 0,15 атм меньше чем нижний порог срабатывания реле давления. Только производитель забыл сказать, как я его определю этот порог срабатывания😂. Китайцы — что возьмёшь! Впрочем, если не угадаете с давлением, на работе насоса это критически не скажется. Поэтому я накачиваю 1,5 атм. по прибору автомобильного насоса и не беспокоюсь. Единственное, что может произойти, это увеличиться частота включения насоса. Если это произошло, то немного подкачайте на 0,1 — 0,2 атм. Повторяю, ничего критического не произойдет, не бойтесь.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТИ

При такой неисправности, когда давление не создается, воздух может стравливаться через:

  • Неплотное прилегание фланца на гидроаккумуляторе.
  • Непосредственно из ниппеля.
  • Через повреждение груши.

КАК РАЗОБРАТЬ НАСОСНУЮ СТАНЦИЮ

При такой поломке гидроаккумулятор надо разбирать, чтобы осмотреть все перечисленные детали. Разборка сводится к откручиванию болтов крепления фланца. Их шесть штук и снимаются без проблем.

Как разобрать гидроаккумулятор насосной станции

Мой друг, который занимается ремонтом швейных машин, говорит, что если появилась какая-то проблема в машинке и ремонт ограничить только устранением этой проблемы, то немедленно всплывет другая. Поэтому он при обнаружении неисправности разбирает всё, весь швейный механизм и приводит его в состояние нового. Так и я решил поступить с насосом.

После откручивания фланца, проверил состояние груши. Это самая ненадежная деталь. На мое счастье она оказалась нормальной. Забегая вперёд скажу, что неисправность заключалась в ниппеле – лопнуло резиновое уплотнительное колечко и корпус. Он подлежит замене. Стоимость его невысока, в пределах тридцати рублей. Ниппель расположен в неудобном месте, я имею в виду в травмоопасном для ниппеля месте, поэтому он легко повреждается. Я его уже неоднократно повреждал. Он изготовлен из бронзы и при ремонтных работах, когда переворачиваешь насос набок, он неизбежно ударяется о бетонный пол и скалывается. Конечно, если бы я постоянно занимался ремонтом насосов, то об этой особенности помнил и не допускал повреждения.

В любом случае для замены надо производить разборку гидроаккумулятора, потому что ниппель снимается изнутри. Здесь я имею в виду сам ниппель, а не его обратный клапан (золотник). Вообще, за многолетний срок пользования водяными насосами самых разных конструкций я заметил, что неисправность может возникнуть в любой момент и всегда некстати. Часто выходящие из строя детали: груша (мембрана), ниппель, крыльчатка (рабочее колесо насоса) и пара подшипников в комплекте с сальниками на валу насоса и подшипники ротора электродвигателя. Больше там нечему ломаться. Поэтому правильнее иметь эти детали дома. Во-первых, они в дефиците. Странно это слышать, но в наше время дефицита тоже хватает. Во-вторых, бегать по городу в поисках этих запчастей займёт много времени. Может не один день.

Производители ведут политику на то, чтобы потребитель при поломке не ремонтировал, а покупал новое изделие у них. Сервисные мастерские накручивают цену не из прямых затрат на ремонт, а исходя из собственных нужд. Например, за замену ниппеля они бы взяли с меня за разборку и обратную сборку гидроаккумулятора тысячи три. Под это дело они бы настаивали на замене груши. Дескать, раз уж разобрали, то заодно и поменяем, чтоб потом второй раз не разбирать. Накрутили бы тысячи четыре-пять. Поэтому, имея насосную станцию эти детали надо заблаговременно купить в интернет магазинах, или на рынке. Меняются они достаточно легко. Я весь ремонт провел за 40 минут. Это несравнимо с той ценой, которую назначает сервис.

Начинаем ремонт

Итак, я предполагаю, что вышел из строя ниппель. Он расположен с обратной стороны гидроаккумулятора.

Мне нужно добраться до обратной стороны ниппеля, чтобы его открутить. Для этого откручиваем болты крепления фланца.

Снимаем фланец и сдвигаем его в сторону

Грушу вынуть мы не сможем, пока не открутим ниппель. Дело в том, что груша имеет на втором своем конце что-то наподобие языка и этим местом крепится с помощью ниппеля к стенке металлической ёмкости. Но это не значит, что через ниппель мы надуваем грушу. Груша от атмосферного воздуха изолирована. Она предназначена для приема воды. Просто грушу крепят к корпусу посредством ниппеля. Поэтому мы отодвигаем горловину груши и просовываем руку глубоко по локоть в ёмкость с тем, чтобы придержать ниппель от проворота и откручиваем ниппель снаружи.

После этого вытаскиваем грушу вместе с ниппелем и визуально проводим диагностику. С ниппелем все ясно, его надо менять, а груша оказалась в нормальном состоянии.

Заменили ниппель и устанавливаем на место грушу.

ОБРАТНАЯ СБОРКА

Здесь есть такая тонкость. Прежде чем устанавливать фланец на место, проверьте, чтобы груша была с разглаженными стенками. После того как вы установите грушу на место, то она будет мятой. Надо принять меры к расправлению груши. Засунуть руку в грушу и разгладить стенки.

После этого устанавливаем фланец на место и крепим его болтами. Кстати, отмечу интересный факт. В механизмах есть такие понятия: болтовые соединения и винтовые. Чем они отличаются? Винтовым соединением называется такое крепление, когда болт вкручивается в тело. А при болтовом соединении болт закручивается гайкой.

Насосная станция у нас собрана, переходим к подключению ее к системе водоснабжения. Берём всасывающую трубу и наполняем её водой под завязку. Если этого не сделать, то потом замучаемся запускать насос. На трубе с той стороны установлен обратный клапан и он не даст выйти воде. Этим мы проверим работоспособность этого клапана. Итак, наполнили, вода в трубе держится, значит клапан работает. Прикручиваем трубу к приемному патрубку насоса.

После этого заполняем полость насоса водой через специальную горловину и закрываем её винтовой пробкой. Насосная станция готова к работе. Если все правильно сделали, то она почти сразу заработает. Если она не начала качать воду, то значит в системе где-то был воздушный пузырь. Рабочим колесом его выгнало к приемной горловине. Надо выключить насос, открутить винтовую пробку горловины и снова долить воду под завязку. Опять запустить насос. Если снова не качает, то надо повторить процесс. Бывает до нескольких раз. В моём случае насос закачал сразу. Но слышен шум воздуха внутри. Я остановил насос и снова запустил. Остановкой мы позволяем воздуху собраться в одном месте и он легче выталкивается в расходную трубу и выносится водой наружу. Вот и всё. Хорошего вам настроения!

РЕМОНТ ВОДЯНОЙ СТАНЦИИ СВОИМИ РУКАМИ ВИДЕО

https://youtu.be/4PVGwwgasEk

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ремонт насосной станции – дело не сложное, но лучше до него не доводить. Станция может работать без ремонта очень долгое время. Понятное дело, если она уже старая, то неприятности будут возникать. Но если вы ее только что купили, то перед установкой проведите профилактические мероприятия.

Разберите все соединения, имеющие отношение к герметичности станции и уплотните их фум лентой, сантехническим шнуром или герметиком. Все болтовые соединения подтяните и замажьте солидолом или покрасьте.

Они хоть и оцинкованные, но ржавеют так, что потом открутить невозможно. На входе воды в насос поставьте сетчатый фильтр, это сохранит крыльчатку насоса от преждевременного износа.

После таких мероприятий можно рассчитывать на безаварийную работу станции на десяток лет. Если станция старая или купили б/у, то проведите капитальный ремонт. Он сводится к замене двух подшипников, двух сальников (бывает три) и замене крыльчатки (рабочего колеса). Разберите реле давления и смажьте консистентной смазкой все трущиеся поверхности, не нарушая регулировок. В смысле, не надо там раскручивать никаких регулировочных винтов и гаек. В гидроаккумуляторе замените грушу (мембрану). После этого станция приобретет состояние новой и прослужит не меньше десятка лет.

Спасибо, что дочитали до конца. Если есть вопросы, пишите в комментарии и я оперативно отвечу. Подписывайтесь на мои статьи. А с какими неисправностями сталкивались вы и как их решали? Поделитесь в комментариях.

Как произвести ремонт насосной станции самостоятельно на дому пошагово с видео

   0 голосов
Средняя оценка: 0 из 5
Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Текст заголовка для формы подписки
Оставьте свой комментарий:

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *